Остров Змеиный. Экспедиция 2003гПолное солнечное затмение 11 Августа 1999г. - экспедиция в РумыниюПолное солнечное затмение 21 июня 2001г. - экспедиция в Замбию  (Африка)Архив экспедиций

Первая экспедиция к Сихотэ-Алинскому метеоритуДивари Николай Борисович

Н.Б.ДИВАРИ

12 февраля 1947 г. жители Приморского края были свидетелями крайне редкого и чрезвычайно интересного явления - падения гигантского дневного болида.

Над территорией Дальнего Востока пронесся большой метеорит, настолько большой, что, несмотря на яркое освещение безоблачного зимнего дня, его полет в земной атмосфере сопровождался сильными световыми явлениями. В самом начале болид был замечен в виде сравнительно небольшого скаленного тела, быстро движущегося по небу под некоторым углом к горизонту. Размеры и яркость этой звездочки увеличивались, пока не наступил критический момент в ее движении: звездочка вспыхнула ослепительно ярким светом, разлетелась на части и, оставляя за собой огненный хвост, продолжала стремительно приближаться к земной поверхности. В этой стадии падение болида представляло собой хватывающую картину, которую крайне редко удается наблюдать человеку. Описывая большую дугу по небу, летел огненный шар, разбрасывая по сторонам золотистые искры и все время дробясь в воздухе. Первоначально появившееся одиночное тело, не cдерживая все возрастающего сопротивления воздуха, расщеплялось на части. Вместо одиноко движущегося тела на небе появился их целый рой. Они все вместе продолжали двигаться в одном и том же направлении, и казалось, будто за ними тянутся разноцветные нити, играющие всеми цветами радуги и быстро исчезающие в широкой полосе следа, оставляемого болидом на небе. Этот феерический след тянулся за болидом почти до самого горизонта, и только там он уже исчез. На высоте около 7 км над земною поверхностью победило сопротивление воздуха, и метеорит потерял свою космическую скорость. Однако к этому времени первоначальная масса тела оказалась уже распавшеюся на разнообразные отдельные части - от больших етеоритных масс в несколько тонн весом до мельчайших пылинок. Эти-то пылинки, отставая от больших масс, образовывали нижнюю часть следа болида черного цвета, резко отличавшуюся от верхних его слоев как своею структурою, так и происхождением. Всего несколько секунд прошло со времени появления болида до его падения на земную поверхность. Но сколько интересного и загадочного увидели очевидцы

После того как метеорит достиг земной поверхности, над всем Дальним Востоком пронеслись могучие раскаты громоподобного звука, а затем сразу же послышался длительный треск вперемежку с глухими взрывами, длившийся в течение нескольких секунд. Казалось, что происходит ожесточенная артиллерийская перестрелка. В некоторых местах эта картина дополнялась трясением почвы и воздушной волной, вследствие чего в квартирах дребезжали окна, выпадали стекла, осыпалась штукатурка и слетал снег с крыш домов. А в небе клубился оставленный болидом след. Изменяя свою структуру, сначала от волокнистой к клубящейся, а затем к более равномерной, он в течение часа оставался почти в неизменном виде и, медленно расходясь по небу, рассеялся только к вечеру.

Происшедшее падение метеорита представляет собой чрезвычайно редкое явление. Со времени знаменитого Тунгусского метеорита, падение которого произошло 30 июня 1908 г., это наибольший болид, и немудрено, что он обратил на себя большое внимание.

Прежде всего нужно было отыскать само место падения. Несмотря на те грандиозные явления,которыми сопровождалось движение метеорита, отыскать место его падения оказалось нелегкой задачей. Дело в том, что метеорит упал в глухой, трудно проходимой Уссурийской тайге, на сотни километров тянущейся по Дальнему Востоку. На розыски упавшего метеорита уже на следующий же день вылетел капитан Кульченко на самолете, пилотируемом летчиком т. Семеновым. Из районного центра Красноармейского района вылетел председатель райисполкома т. Спичкин вместе с пилотом т. Гурьевым. Эти два самолета долго летали над тайгой, разыскивая место падения, но их попытки оказались тщетными. После долгих поисков они вернулись, не обнаружив места падения. Однако поиски не прекращались. Группа учеников школы с. Богуславец под руководством учителя т. Лутаенко пыталась отыскать место падения. На лыжах они прошли несколько десятков километров по лесу, но и их попытки остались без результата. Тем не менее, нужно было во что бы то ни стало закончить поиски до нового снегопада, ибо тогда место падения занесет снегом и его трудно будет обнаружить.

Помогла простая случайность. 15 февраля самолет Геологоуправления, пилотируемый т. Фирциковым и Агеевым, возвращался на свой аэродром. Пролетая над тайгой севернее реки Бейцухи, правого притока р. Иман, они обнаружили на фоне заснеженного леса большой темный участок. Будучи свидетелями падения метеорита, они сразу поняли, что ими обнаружено место падения. Таким образом, через три дня после падения метеорита место его падения было найдено.

Участникам нашей экспедиции удалось обнаружить 106 воронок, которые могут быть следующим образом распределены по своим размерам:

Воронки диаметром

более 20 м 2 шт.
от 10 до 20 м 13 шт.
от 5 до 10 м 19 шт
от 3 до 5 м 13 шт.
от 1 до 3 м 43 шт.
менее 1 м 16 шт.

Кроме того, было найдено большое количество маленьких лунок. Все эти воронки и лунки, разбросанные на площади в 1/4 кв. км. представляют собой кратерное поле, расположенное на одной из небольших сопок, находящихся вблизи реки Второй Ханихезы, правого притока реки Бейцухи.

Как показала триангуляционная съемка, внешний контур этого поля оказался довольно правильным эллипсом с осями, ориентированными так, что направление его большой оси совпадает с направлением падения метеорита, определенным на основании опроса очевидцев.

Воронки кратерного поля можно разделить на две группы: большие воронки "взрывного" типа и обыкновенные воронки "падения" малых размеров. Небольшие воронки часто имеют края с весьма причудливыми формами, в то время как большие воронки почти все правильные. Дело в том, что неоднородности строения грунта, например, в виде каменных глыб или же сплетенных между собою толстых корней деревьев - могли оказать заметное влияние на форму воронки только в случае незначительности энергии ее образования - при падении небольшой метео­ритной массы, притом с умеренною скоростью. В случае же большой воронки, когда к земной поверхности приближалась - крупная метеоритная масса, обладавшая притом еще сверхзвуковою скоростью и, следовательно, огромною кинетическою энергией, неоднородности грунта не могли оказать сколько-нибудь заметного влияния. Эта метеоритная масса настолько быстро сдавливала перед собою воздух, что он не успевал растекаться по сторонам, и перед метеоритом образовалась благодаря этому своего рода "воздушная бомба", которая, конечно, должна была разорваться при встрече с земною поверхностью; вместе с тем при мгновенном увеличении давлений были взорваны как сама метеоритная масса, распавшаяся на множество "осколочных метеоритов", так и скальные породы грунта. Большие массы порфира были раздроблены в мелкий камень, деревья вырывались с корнями и сплошь и рядом разбивались в щепки. Весь такой обломочный материал вместе с метеоритными осколками выбрасывался порою весьма далеко, преимущественно в направлениях на юг и юго-запад; в результате большинство крупных воронок оказалось совершенно свободным от древесных обломков, и среди битого камня попадались только случайно залетевшие из других воронок куски дерева. Однако метеоритные осколки обнаруживались не только вне воронок, но и внутри них; достаточно бывало погрузить магнит в размельченную землю, взятую из самой воронки, чтобы он оказался усыпанным мелкою железною пылью.

Что касается маленьких воронок, то здесь взрыва, подобного описанному выше, не было, или если он и имел место, то был малоэффективный. Раскапывая такие воронки, мы обнаруживали недалеко от дна ямы выпавшие метеоритные массы и даже довольно большие образцы. Метеориты эти за редкими исключениями казывались совершенно целыми, не подвергшимися раскалыванию. Их поверхности, покрытые коркою окаливания, испещрены типичными пьезоглиптами. На отполированной поверхности этих образцов легко получить видманштеттеновы фигуры. В некоторых образцах легко обнаруживались включения, как например, тронлит и некоторые другие, химический состав которых пока еще неизвестен. Впрочем, между двумя указанными типами воронок имеется постепенный переход. В этом отношении интересна воронка № 79, при раскопках которой Е. Л. Кринов обнаружил метеорит, распавшийся на части. Эти части легко можно было сложить и воспроизвести метеорит в его первоначальном виде. Одновременно с этим в той же воронке были найдены и осколки. Таким образом, в данном случае налицо, с одной стороны, наличие всей метеоритной массы (правда, расколотой), а с другой стороны - факт раздробления.

В заключение описания кратерного поля интересно отметить две воронки( №№ 41 и 107), на дне которых образовались характерные горки в виде горбиков из довольно плотного глинистого материала, между тем как у всех прочих воронок дно представляет либо вершину пологого конуса, либо небольшую плоскую площадку. Приводим ниже числовые данные об указанных воронках:

  Воронка № 41 Воронка № 107
Диаметр 4,9 м 3,0 м
Глубина 1,2 м 1,5 м
Поперечник основания горки 0,7 X 0,5 м 0,6 X 0,3 м
Высота горки 0,25 м 0,20 м

Итак, среди собранных нами метеоритов резко выделяются две основные группы: обычные "индивидуальные" метеориты и те осколочные метеориты, которые возникли за счет взрыва, точнее раздробления обрушившихся на земную поверхность метеоритных масс, и напоминают собою обычные осколки снаряда с рваными, заостренными краями. Поверхность осколочных метеоритов не покрыта никакой коркой окаливания, и потому все осколочные экземпляры подвержены окислению и ко времени работы нашей экспедиции были уже покрыты ржавчиною. Осколочные метеориты вовсе не похожи на обычные образцы метеоритов. Отсутствие пьезоглиптов, разрушение минеральных включений, потеря правильных форм и наличие бороздок и царапин, происшедших при ударе о скальные породы - вот характерные черты осколочных образцов.

Разбросанные вокруг больших воронок и покрытые слоем глины, осколочные метеориты были вообще трудно различимы от обломков горных пород, и поэтому для отыскания осколочных образцов приходилось применять такие вспомогательные средства, как миноискатель. В одном случае большой осколок лежал просто на тропе, проложенной к одному из кратеров; по нему ежедневно ходили, но не замечали, и обнаружен он был только совершенно случайно. Бывали случаи, когда удавалось находить метеоритные осколки, вонзившиеся в стволы деревьев. Иногда такие "метеоритные пули" пробивали дерево насквозь, оставляя каналы в его стволе; они были способны пробить дерево диаметром около 0,5 метра. При сравнительно поверхностном осмотре места возле воронки № 51 удалось обнаружить более 150 метеоритных осколков всевозможных размеров и причудливых форм; детальное изучение их может иметь определенное научное значение. Некоторые осколочные образцы спиральной формы позволили академику В. Г. Фесенкову сделать заключение о пластическом состоянии, в котором находилась метеоритная масса при своем падении соответственно температуре около 300° С.

Изучение кратерного поля позволяет считать, что та или иная метеоритная масса двигалась не обособленно, а в сопровождении других более мелких,- вообще, что метеоритные массы падали на земную поверхность целыми роями.

Индивидуальные образцы метеоритов обнаруживались преимущественно за границами кратерного поля, почти всегда с его северной (тыльной) стороны, где местность была свободна от обломочного материала. Падение этих метеоритов происходило довольно медленно по сравнению с основными массами; небольшая лунка, в которой едва помещался сам метеорит, и горсть выброшенной оттуда земли были единственными результатами падения. Всего нами зарегистрировано 256 находок индивидуальных метеоритов.

Целесообразно будет выделить в особую третью группу метеоритов - группу т.н. "карликов". Отыскание наиболее редких образцов таких метеоритов весом порядка грамма и менее оказалось возможным благодаря тому, что падение произошло на снежный покров, под которым был плотный слой густо стелящейся растительности. Карликовые метеориты находились иногда на листочках папоротников, которые ничуть не были повреждены при падении на них подобных образцов. Такие образцы, по мнению академика Фесенкова, отделялись от основных метеоритных масс на большой высоте над земною поверхностью. Самый маленький образец весом всего в 0,18 грамма, найденный солдатом Дерсенко, представляет собою наиболее крошечный образец самостоятельного железного метеорита, еще неизвестный в метеоритных коллекциях. И этот карлик обладает всеми особенностями индивидуальных метеоритов, имея окалину и нормально развитые пьезоглипты.

Автором настоящей статьи были разработаны и применены два метода для того, чтобы путем обработки показаний очевидцев полета и с помощью некоторых дополнительных данных составить представление о траектории болида; разрешалась задача, аналогичная задаче определения радианта метеорного потока, только с тою разницею, что вместо большого количества различных метеорных следов здесь рассматривается один след, видимый с различных пунктов наблюдений. Можно считать установленным, что болид вторгнулся в земную атмосферу 12 февраля 1947 г. приблизительно в 0 ч. 35 м. по мировому времени и был замечен на высоте около 150 километров над земною поверхностью. Он двигался с северо-востока и вначале обладал громадною космическою скоростью, так что его геоцентрическая, т. е. по отношению к Земле, скорость была порядка 20 километров в секунду. Под действием сопротивления воздуха и силы земного притяжения траектория весьма искривилась: вблизи земной поверхности угол наклона траектории к горизонту составлял 60°, тогда как в начале пути этот угол был равен 38°. Кроме того, можно считать установленным изменение и азимута направления движения, так что траекторию следует считать кривою не плоскою, а пространственною (т. н. линиею двоякой кривизны). Такое загибание траектории, по мнению В. Г. Фесенкова, объясняется тем, что кроме обычного, лобового сопротивления воздушной среды оказывало свое действие добавочное, боковое давление.

Общая масса метеоритного вещества, вторгшегося в земную атмосферу, была порядка одной тысячи тонн; на расстоянии утроенного радиуса лунной орбиты вторгнувшийся болид мог бы быть замечен в виде астероида 15-ой звездной величины.

Астрономический календарь, 1948 г.