За 14 миллиардов лет до того как вы прочитаете эти строки…
1. Жизнь

Шел 2206 год.

« - Пять лет назад в своей статье «Кирпичики» я теоретически обосновал наличие строгой зависимость между расположением отдельных органов живого организма, размерами его тела и степенью разумности. Тогда мне удалось с помощью математических расчетов, опираясь на теорию фракталов, сделать самый первый шаг на пути к познанию глубинных свойств каждого живого организма и жизни в целом. Многочисленные эксперименты, которые я, и мои коллеги проводили в течение последних лет с животными самых разных пород и размеров позволили получить первые практические доказательства этих теоретических выкладок и сформулировать общий для всего живого закон соотношения. Закон Жизни. Ему подчиняются все известные живые организмы – от вирусов и инфузории туфельки до слонов и голубых китов»
Прочитав начало огромного интервью в электронной газете “7 days”, ученый удовлетворенно откинулся на спинку своего теплого кресла и на минуту закрыл глаза. Автора, давшего интервью, седеющего профессора с добродушной и вечно небритой физиономией, звали Александр Кварк. Текст на воздушном виртуальном экране по очень старой традиции плавно сменился на изображение сверкающего шара на черно-бездонном фоне, передаваемое со спутника. Вечно красная планета, окруженная призрачным зеленоватым сиянием, неслась сквозь просторы галактики вместе со своим желтым светилом. Старое название, Марс, которое планета получила еще до первых поселенцев, после долгих препирательств между правительством, учеными и местными жителями, все же сохранилось. Боязнь войны преследовала мирных жителей всегда, несмотря на 170 лет спокойной жизни в красных песках и действующий закон о Всепланетном разоружении. Планета носила имя БОГА ВОЙНЫ, и одного этого было достаточно. Желтая пресса спекулировала фальшивыми сообщениями о внезапно начавшихся столкновениях на соседке-Земле и распусканием слухов о разработках новых видов оружия глобального уничтожения. Но ученого это мало беспокоило. Смерть – не его специальность. Жизнь… Что такое жизнь? Откуда она взялась? Для чего она существует? Вот что было любимой темой старого профессора. Открыв глаза, Кварк окинул взглядом коричневатый, подернутый тонкими облачками диск планеты и машинально отметил, что он смахивает цветом на сильно загорелое лицо южанина. «Марс-житель крайнего юга» - пробормотал под нос Кварк и мысленно попросил экран вернуть текст статьи чтобы продолжить чтение. Через некоторое время, бросив задумчивый взгляд в сторону, он увидел стоявшую за экраном полку с раритетными земными журналами позапрошлого века. На повидавшей виды обложке одного из номеров виднелась надпись «Дыхание звезд». Еще утром, когда журналы только привезли, один из ассистентов поинтересовался, осторожно держа журнал в руках:
- А разве звезды могут дышать, профессор?
- Глупости, сынок! Дыхание свойственно только живым существам – твердо ответил ученый, - с чего ты взял?
- А вот, посмотрите, значит, тогда люди считали, что могут, - сказал студент.
- Это не более чем сравнение, - профессор почесал затылок, - Мы же говорим, к примеру, «обувь дышит или одежда дышит», и подразумеваем, что просто сквозь них может проходить воздух. А мертвое не дышит… Причем тут звезды?
Александр Кварк снова оторвался от строчек, плывущих по воздуху, и стал ходить по комнате, размышляя вслух:
- Неужели они всерьез полагали, что звезды способны дышать? Дыхание звезд… Хм. Надо же, как много все-таки странностей было у наших предков. И Землю они называли матушкой, даже когда еще все до единого жили на ней и даже когда считали ее плоской. Матушка! Как ласково! Ветер, наверное, считали дыханием Земли? Наивные. Тогда леса – ее легкие, моря – ее кровь? Или кровь это магма? Ну, хорошо, допустим, а где тогда ее внутренние органы? А может их нет... Как это нет, у всех организмов есть они, а у одного их нет? Внутренние органы. Должны быть. А нету. Значит люди были не правы. Да, пожалуй…. Хотя, постойте-ка!
Вдруг он остановился, и лицо его изменилось…
- Масконы!!!* Да, я знал это!!! О, Боже! Ну конечно же! Масконы… - прокричал ученый, схватившись за голову.
- Все верно, Земля, и она тоже… А что если она тоже? Надо проверить! Это же действительно потрясающе, удивительно, поразительно… Где мои соотношения для крупных тел? Так, Голубые киты… Ага… Что если мы интерполируем вверх… Ого! Срочно надо достать трехмерную карту распределения масконов под поверхностью Земли… Земли? А Марс? И Марс, надо все проверить, все…
Как же я раньше не догадался?!

2. Смерть

2207 год.

Две темные фигуры в защитных комбинезонах контрастно выделялись на фоне серебристого павильона, освещаемого едва взошедшей над горизонтом орбитальной станцией. Джеймс Донг недоверчиво покачал головой и нахмурился. Он не верил ни единому слову своего собеседника.
- Марк, вы серьезно про эти опыты с пространством? Я считаю…
- Серьезней некуда! – перебил его Марк Тандер – вы должны это знать. И чем раньше, тем лучше для всех нас… Помните старую земную поговорку? Предупрежден, значит вооружен…
Внезапный шелест крыльев заставил его пригнуться. Крупная черная тень сделала сложный крюк в розовеющем небе и исчезла так же стремительно, как и появилась.
- Тьфу, твари! И здесь они! Ладно, на Земле, но на Марсе откуда? Не могу поверить в то, что люди привезли сюда с собой этих мерзких летучих мышей. Зачем, никак не возьму в толк. Расплодились, понимаешь, в условиях низкой гравитации…
Марк огляделся по сторонам. Предрассветное спокойствие заполняло равнину, лежавшую у ног косолапого космодрома. Он продолжил разговор.
- Вспомните хорошенько воронку, оставшуюся на месте Испытательного полигона №5 на малой земле? Три года назад, летом…
- Да, метеорит, - быстро подхватил Джеймс, - Крупный метеорит… Все об этом говорили… Редкость, но случается. Ничего секретного. Много жертв, практически все военные.
- Вы внимательно изучали фотографии? Я понимаю, вы не астроном, вы полковник, но все же, из любопытства? – спросил Тандер, бросив прощальный взгляд на гаснущую на восточном небе станцию.
- Нет, а чего там изучать? Воронка от метеорита – она и в Антальтике воронка, -
усмехнулся полковник.
- Вот то-то и оно! Вы бы пригляделись хоть немного! Даже любителю астрономии, который хоть раз видел Фобос в телескоп, сразу стало бы ясно, что эта «воронка» абсолютно непохожа на обычные метеоритные кратеры!
Марк снова заставил себя говорить тише:
- глубина воронки равна радиусу, стенки плавной, сферической формы и никакой центральной горки… ни одного мелкого кратера рядом основной воронкой. И ни одного свидетеля среди местных жителей, которые бы видели в ту ночь хоть что-то вроде падающего метеорита, - Марк Тандер произнес последние слова медленно, отчетливо и почти шепотом.
- Тандер, опомнитесь! Откуда здесь, на Марсе, взяться оружию? Тем более такому мощному? В прошлом году мы отмечали 110 лет со дня принятия закона Всепланетного разоружения, а на всех космодромах действуют системы по обнаружению всех видов вооружения, деталей оружия и даже тех проектов, которые злоумышленник только носит в голове! – Донг сверху вниз глядел на Марка, упиваясь преимуществом в росте на полголовы.
- Свертки. Они родились здесь, на Марсе. Их создатели никогда не выходили за пределы своих лабораторий, потому их невозможно было вычислить. И если бы не моя должность начальника охраны Главной лаборатории и природная склонность к любопытству, ни один посторонний человек не знал бы о Свертках еще долго. И может бы никто и не узнал бы… Потому что это самое страшное оружие человечества когда либо изобретенное. Это оружие всесильно. Ему наплевать какой у вашего танка слой брони, сантиметр или десять метров, или какой мощности ваш противоастероидный лазер. Оно действует мгновенно, на любом расстоянии и что самое фантастическое – изнутри!
Марк сделал паузу, заметив, что смотреть на восточное небо становится невыносимо. Маленькое оранжевое Солнце брызнуло струей фотонов из-за близкого горизонта, заставив Донга и Тандера спрятаться в тени большого здания.
- Искривление пространства сжимает вас, превращая в миниатюрную Черную дыру, попутно засасывая все, что есть рядом с вами. Этот процесс длится недолго, меньше секунды, а затем по всем законам развития сверхмалых Черных дыр происходит испарение и все... За одну секунду вместо гипертяжелого космического ракетоносца остается лишь облачко элементарных частиц, красиво разлетающееся во все стороны, - Тандер был похож на Бога, метавшего гром и молнии, он в ярости потрясал кулаками.
- теорию «вакуумного искривления пространства» разработали еще лет десять назад, но никому не удавалось направить сигнал на искривление пространства в нужное место. Гибель полигона №5 тому свидетельство. Затем это стало получаться, но не всегда. Что-то недоработано. Что-то не учитывается. Сигнал искривления каждый раз четко генерируется, кажется, все идет по плану, но пространство сворачивается не там где нужно, и не так как хотелось. Но тут дело времени, Они обязательно доведут оружие до совершенства, - его последние слова прокатились легким эхо под титановым сводом.
Полковник будто уменьшился в размерах. Он слушал Тандера, приоткрыв рот. Его большие глаза не моргали, уставившись полным ужаса взглядом на начальника охраны
- Да, жажда наживы – страшная штука! Получить в руки сильнейшее, нет, хитрейшее оружие, продать его и заработать на этом баснословные деньги, вот что движет этими негодяями. Самое опасное то, что оружие, если его удастся продать, будет неуправляемым. Ведь если оно попадет в руки Марса, или другой планеты, которая свято чтит закон о разоружении, его уничтожат. Значит, оружие могут продать туда, где уровень культуры и цивилизации слишком низок, а уровень вражды, воинственности слишком высок, чтобы принять закон о Всепланетном разоружении. А теперь представьте, если этот нецивилизованный кто-то вдруг вздумает им воспользоваться? Да он же сможет шантажировать целые миры, больше, целые планетные системы!!! – раскрасневшийся Тандер тяжело дышал и сверлил взглядом неподвижного Донга.
Молчание затянулось. Вдруг за спиной Марка как будто что-то шевельнулось. Донг повернул голову и пригляделся. Цветное пятнышко двигалось вдоль залитого светом административного здания, постепенно увеличиваясь в размерах. Секунда. Еще одна. Пятнышко приобрело едва различимые контуры человека, одетого в форму пилота транспортного космического корабля. К Джеймсу вновь вернулась способность мыслить.
- Пора уходить, - произнес вполголоса Донг.
И уже на ходу он добавил
- Мы должны действовать. Сначала надо разведать обстановку. Ты знаешь, где они проводят эксперименты, Марк?
- Шестой ракетный полигон, за Острой горой. Приступаем сегодня же. Нам нужны люди.

3. Жизнь

Выписки из статьи «Закон Жизни» электронного журнала Scientific Nature за 2210 год

«… следует подчеркнуть, что за 4 года исследований нами совершенно точно установлено существование признаков, типичных для живых существ, у следующих объектов:
1. Планеты земного типа. Было исследовано 57 планет, для которых имеются
достаточно точные карты распределения масс под поверхностью. Из них 4 планеты Солнечной системы: Меркурий, Венера, Земля, Марс. У всех обнаружено подчинение Закону Жизни для элементарных живых существ (например, одноклеточных).
2. Газовые гиганты. Здесь дело несколько хуже, потому что из 26 исследованных гигантов, соответствующие характеристики достоверно выявлены лишь у двух планет, методом поиска резонансных явлений в кольцах. Одна из этих планет принадлежит нашей системе, это Сатурн.
3. Звезды. Цефеиды и прочие пульсирующие звезды вписываются в Закон Жизни (для элементарных и простейших) без исключений. Пятнистые, катаклизмические и звезды, не показывающие явной переменности, находятся под вопросом, их изучение продолжается. Малоизученные пульсары и черные дыры не удается отнести к объектам, обладающим характеристиками живых существ, т.к. плохо определено их внутреннее строение.
4. Звездные скопления. Все изученные как рассеянные (41), так и шаровые (32) скопления подчиняются Закону Жизни (для многоклеточных живых существ).
5. Галактики и скопления галактик. Соотношение между массой галактики, типом, расположением и количеством в ней звездных скоплений, туманностей и других крупных комплексов напоминает соотношения для насекомых или пресмыкающихся на Земле. Сразу оговоримся, не следует проводить здесь прямых ассоциаций, это предварительные результаты в области распространения Закона Жизни на Галактики. Логично было бы представить скопления галактик как скопления отдельных живых существ. Возможно, так оно и есть, это покажет будущее.
6. Вселенная. Самый сложный и интересный объект. Границы у Вселенной, как известно, обнаружить не удается, что исключает возможность более или менее точного практического определения массы и размеров нашей Вселенной. Построить объемную карту расположения отдельных элементов (на уровне галактик и скоплений галактик) трудно, пока это сделано для небольшого кусочка ближайшей к нам части Вселенной. Но уже на основании установленных фактов мы можем смело заявить: Вселенная, по-видимому, обладает типичными признаками живых существ...**

…Человеческая Цивилизация потратила два миллиона человеко-часов на поиски внеземных цивилизаций с вечным лозунгом: «Мы не одни во Вселенной, надо найти братьев по разуму». Мы искали их упорно, прочесывая крупнейшими телескопами небосвод, даже не подозревая, что «братьев» видно невооруженным глазом! Звезды! Планеты! Мало того, мы даже живем на одном из живых существ. Как блохи на собаке. Вот это действительно сложно себе представить – мы две сотни лет каждую ночь смотрели на множество живых существ и в упор их не замечали!
Пора открывать новую эру мирного исследования космоса, используя совершенно иной подход к изучению Вселенной. Нам следует относиться к ней как к живому существу, а не иначе. Какой смысл в исследовании распускающегося цветка с позиции геологии?
Александр Кварк»

4. Смерть

2213 год.

- Все готово, генерал, можно приступать! – с этими словами человек в странной одежде, похожей на скафандр, отдал честь другому человеку в такой же одежде.
- Территория оцеплена?
- Так точно!
- Резервное питание проверили?
- Так точно!
- Системы сброса и защиты в готовности?
- Так точно!
- Начать обратный отсчет!
- Есть!
Скафандры зашевелились, забегали среди пультов управления, экранов, висящих в воздухе, полупрозрачных лазерных нитей.
- Генерал, если я не ошибаюсь, вы тоже считаете этот опыт небезопасным?, - обратился к скафандру скафандр.
- Кто не рискует, тот не пьет Шампанского, маэстро!
- Его вообще никто не пьет, генерал, мы потеряли рецепт 70 лет назад.
- Знаю, маэстро…
- Цели определены, генерал?
- Сто одиннадцать штук. Готов поклясться моим указательным пальцем, съеденным муравьями в Антарктиде, все свернутся как одна, маэстро!
- Вы ведь никогда не пробовали одновременный обстрел стольких целей, не так ли, генерал?
- Все когда-то бывает в первый раз, маэстро…
Тревожно замерцали экраны дальнего обнаружения, фиксируя движущиеся к полигону объекты.
- Увеличение! – приказал генерал.
Трехмерные спутниковые камеры выдали изображение объектов в цвете и объеме, с указанием температуры, массы, скорости и направления движения объектов. Это были люди, подбиравшиеся к полигону сразу с нескольких сторон. Люди в маскировочных халатах совершали короткие перебежки от дерева к дереву, от куста к кусту. Триста семьдесят два человека, с оружием в руках.
- Они нашли меня… Я так и знал, - мрачно произнес генерал, - и откуда у них оружие? Триста семьдесят два. Много. Я не ожидал, что им удастся столько поднять.
Короткое:
- Доложить время!
- Сорок одна секунда!
- Снять координаты с экранов дальнего обнаружения! Отдать приказ на изменение координат! Установить новые цели!
- Мы не успеем…
- Выполнять приказ, солдат!!!
- Есть!
Скафандры засуетились, отдавая команды друг-другу и экранам, и через мгновение замерли.
- Двадцать восемь! – громко отчеканил металлический голос.
- Генерал, сколько занимает времени изменение координат?
- Секунд десять, маэстро, плюс поправка на человеческий фактор еще несколько секунд. Успеем! Либо они нас… оцепление не выдержит, их слишком много…
- Триста семьдесят два это слишком много! Я не уверен, что мы можем просчитать все цели правильно и выдать верный сигнал…генерал…
- Двадцать три, двадцать два,… девятнадцать, восемнадцать! – звенел металл, ударяя прямо в мозг. Сердца бешено колотились, воздух раскалился до предела…
И вдруг раздался веселый писк, сообщая об удачном изменении координат.
- Шестнадцать! – и металлический звук прозвучал как голос красивой девушки, нежно ласкающий слух.
- Попались, клянусь моим указа…
Резкий звон разорвал помещение, наполненное скафандрами, напополам… на экранах высветилось сообщение о сбое в программе и невозможности вести одновременно 372 беспорядочно перемещающиеся цели…

Сумерки, лучшее время для атаки. Нападения по старой привычке ждут на рассвете. Последняя защитная лесополоса перед полигоном пройдена. Тишина. Взмах рукой – зачем? Думать надо… никак не привыкну. Перебежка. Вторая. Замереть. Осмотреться. Хорошо идем, похоже, нас еще не заметили… Еще бы, замаскировались, как листья в лесу… Мы как индейцы в джунглях, сливаемся с окружающим пространством, никто нас не видит, не слышит. Отлично. Ножи. Есть. Надоело общаться с самим собой. Да, знаю, на самом деле меня все слышат благодаря мозговому коммуникатору, но все равно я постоянно говорю сам с собой. Никак не привыкну. Охрана где-то совсем рядом. Серое здание полигона. Это главное, вот оно, осталось совсем немного… Фейерверк???

Из здания полигона вылетел светящийся шарик, взметнулся ввысь по спирали и рассыпался высоко-высоко мириадами ярко-голубых искр. Позади наступающих неслышно пробежал слабый шорох. У обернувшихся от ужаса застыла кровь в жилах: пространство, пожалуй, с километр, которое они только что преодолели, исчезало… Туманный воздух самопроизвольно сжимался в светящиеся точки, оставляя после себя еле заметные дутые прозрачные шары, деревья со скрипом заворачивались внутрь себя, махая, будто на прощание ветками, почва стягивалась в комочки и терялась в никуда. Вещество ужималось в ничто, и на долю секунды стало видно как растет дальняя стенка воронки, углубляясь и словно выедая правильными сферами в красноватой почве новую территорию…
И загорелось небо!!!

5. Жизнь

Мы живем на живой планете, в живой Вселенной. Космос наполнен дыханием звезд. Галактики не просто сталкиваются, и беспорядочно носятся в разные стороны. Они дружно разлетаются в стороны, отдаляясь друг от друга. Вселенная же растет. Вселенная увеличивается в размерах, взрослеет, умнеет, развивается. Это самый большой и загадочный объект из всех, которые только в состоянии вообразить человеческий мозг, малюсенький человеческий мозг, весом всего-то чуть больше килограмма. Вселенная чувствует, понимает, собирает информацию обо всем, что есть в ней, и за ней, анализирует, взвешивает, делает выводы, принимает решения. Информация о каком-то событии, произошедшем в одной части Вселенной, сразу же становится известной любой другой части Вселенной. Как же так быстро? Очень просто. Нам известно: чем больше, массивнее частичка, тем тяжелее сдвинуть ее с места, заставить ее разогнаться и передать с помощью нее какую-то информацию. Протоны несут нам информацию о состоянии поверхности Солнца со скоростью 500 км/сек, электроны летят по проводам со скоростью в десятки тысяч км/сек, а фотон и нейтрино, частички с массами, мало отличающимися от ноля, разгоняются до световой скорости. Массы же частичек, из которых состоит вакуум, вообще равны нолю, поэтому скорость передачи информации в абсолютном вакууме бесконечна. Весь вакуум мгновенно изменяется, когда происходит какое-то событие, поэтому Вселенная всегда знает о всех происшествиях внутри нее и адекватно реагирует на событие… когда не спит.

Молодая Вселенная, возрастом всего 14 миллиардов лет, отдыхала, после долгого трудового дня. Ей удалось запустить процессы звездообразования сразу в двух крупных скоплениях галактик, теперь можно было с чувством выполненного долга миллионов эдак десять лет поспать, чтобы затем проснуться и с новыми силами приняться за работу. К тому времени уже схлопнутся газово-пылевые облака, засветят молодые звезды, разгоняя остатки газа подальше от себя и наслаждаясь открывающимся видом на рои звездных скоплений, туманностей, галактик… Вокруг звезд соберутся из пыли планеты, некоторые уже успеют немного остыть и можно будет попробовать забросить на них немного жизни, одной, другой, третьей и посмотреть что получится. И, конечно же, выяснить, как живут более взрослые планеты…

Сладкий сон неокрепшей Вселенной нарушило необычное ощущение, неприятное, словно укол. Планета, а за ней Солнце и вся планетная система просто исчезли, само пространство внутри одной из галактик начало неожиданно стягиваться. Вселенная еще не успела проснуться, чтобы разобраться с ситуацией. Ей на помощь пришел инстинкт самосохранения, очищающий тело Вселенной от любых вредителей. Вселенная скачком перешла в состояние сингулярности***, в котором теряется все, кроме информации. Из состояния сингулярности существует один путь – расширение. И Вселенная снова начала долгий путь развития. Пройдет несколько секунд и ее радиус увеличится до невероятных размеров. Пройдет несколько тысяч лет, и образуются элементарные частицы, вещество отделится от излучения. Пройдет еще несколько миллионов лет, и начнут рождаться первые галактики, шаровые звездные скопления, звезды. И возможно, через несколько миллиардов лет Вселенная, хорошо помнящая свой прошлый опыт, захочет снова поиграть игрушкой под названием ЖИЗНЬ.

Назаров С.В.
Севастополь, 16.10.05

*Масконы – массивные тела, расположенные под поверхностью планеты, вызывающие гравитационные аномалии. Обнаруживаются по гравитационному воздействию на ИС.

**Видимое отсутствие у перечисленных тел обычных пониманию человека свойств, присущих живому созданию (обмен веществ, поддержание определенной температуры, обмен информацией, реакция на внешние воздействия и т.д.) предположительно объясняется внушительными размерами описанных объектов и, как следствие, большой величиной инерции. Вероятно, также, что нам просто не удается за очень короткий срок человеческой жизни, по сравнению со звездным, или планетарным, заметить наличие этих свойств у подобных объектов.

***Сингулярность –особое состояние вещества при котором оно сжато в точку с бесконечно большим значением плотности и температуры.